Положение о психологической службе ГПОАУ ЯО Ярославского колледжа сервиса и дизайна
Буллинг и скулшутинг. Памятка для классных руководителей, педагогов и администрации
Буллинг и Скулшутинг. Практические советы родителям
Как помочь себе в сложные времена
Игры со смертью. Родителям и педагогам о подростковом суициде
Как сохранить психическое здоровье
Справочная информация для родителей
о признаках развития наркозависимости у подростков
Приглашение к сотрудничеству
Уважаемые преподаватели, студенты и родители, думаю, вы согласитесь с утверждением, что одним из важнейших условий эффективного обучения является благоприятное психологическое и эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса: студентов и их родителей, педагогов и представителей администрации.
Одной из моих задач как педагога-психолога является обеспечение психологической поддержки всех участников образовательного процесса. Приглашаю вас в свой кабинет для оказания необходимой психологической помощи:
студентам – консультации по вопросам самопознания, выбора дальнейшего жизненного пути, взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами;
родителям и законным представителям несовершеннолетних студентов – консультации по вопросам воспитания детей, взаимоотношениям в семье, оказания психологической поддержки детям, переживающим кризисный период;
сотрудникам колледжа – консультации по взаимодействию со студентами и коллегами, психологическим и возрастным особенностям студентов, помощь в преодолении конфликтных ситуаций, а также коррекции неблагоприятного эмоционального состояния.
Также, исходя из основных целей социально-психологической службы, наряду с индивидуальными консультациями проводится групповая работа со студентами и педагогами. В зависимости от психологических проблем и трудностей, характерных для различных этапов обучения, проводится массовое анкетирование и диагностика студентов.
На первом курсе, когда абитуриент становится студентом, он проходит процесс адаптации, привыкает к колледжу, одногруппникам, педагогам, своему новому статусу студента. К сожалению, не всегда адаптация проходит успешно, и это сопровождается подавленным настроением, конфликтами с окружающими, снижением посещаемости и успеваемости. С целью выявления случаев дезадаптации в начале учебного года социально-психологическая служба колледжа проводит анкетирование студентов и психологическую диагностику эмоционального состояния. Для студентов, испытывающих трудности в социальной адаптации, проводятся групповые занятия и индивидуальные беседы с психологом.
Другой характерной особенностью первокурсников является формирование более осознанного отношения к приобретаемой профессии, которое происходит в процессе изучения предметов профессионального цикла и профессиональных модулей. Бывают случаи, когда первокурсник считает, что приобретаемая профессия ему не подходит. Это может также послужить причиной снижения посещаемости и успеваемости, а иногда заканчивается досрочным отчислением из колледжа. В таких случаях следует обратиться к психологу для проведения диагностики профессионального типа. Для оказания помощи студентам, сомневающимся в своем профессиональном выборе, было проведено групповое занятие с психологом на тему «Мое призвание», на котором учащиеся имели возможность пройти психологическую диагностику своего профессионального типа и интересов.
На втором курсе происходит формирование профессионального самосознания и профессионально-важных качеств. У студента уже сложилось устойчивое отношение к выбранной профессии, он уже приобрел некоторые профессиональные навыки и начинает оценивать себя как профессионала. На данном этапе важно правильно осознавать профессионально важные качества, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности. Для второкурсников планируется проведение занятий с психологом по формированию адекватного профессионального самосознания и развитию профессионально-важных качеств.
Для выпускников основной задачей является выбор дальнейшего пути после окончания колледжа, поиск будущего места работы, приобретение навыков презентации своих профессиональных качеств работодателю. Среди выпускников проводится диагностика психологической готовности к профессиональной деятельности, которая отражает сформированность дальнейших профессиональных планов, наличие навыков эффективного поведения на рынке труда и самопрезентации работодателю, наличие тревожности, связанной с самостоятельным выполнением профессиональной деятельности. При выявлении у студента низкого уровня готовности к профессиональной деятельности необходимо оказать ему психологическую помощь.
Кроме профессиональных кризисов, существуют еще и возрастные. Учитывая возрастную категорию студентов колледжа, чаще всего это кризисы подросткового и юношеского возраста, которые могут сопровождаться повышенной эмоциональностью или чувствительностью, перепадами настроения, подавленностью, повышенной рефлексивностью, нарушением взаимоотношений и конфликтами с окружающими, снижением работоспособности и учебной мотивации. Если вы заметили у себя вышеперечисленные признаки и чувствует, что вам трудно с ними справляться, вам необходимо получить консультацию психолога.
Уважаемые студенты и их родители, преподаватели и мастера производственного обучения, представители администрации и другие сотрудники колледжа, по вашему запросу вы можете получить психологическую помощь в кабинете психолога (корпус 1, ауд. 316).
С уважением, педагог-психолог колледжа